Информационное агентство "РБК" опубликовало экспертный комментарий директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрия Симачева "Постковидная стратегия: как правительство использует опыт пандемии"
Комментарий посвящен ежегодному – второму для правительства М. Мишустина – отчету в Государственной Думе. В отличие от предыдущего отчета, который касался, прежде всего, мер по преодолению последствий кризиса, вызванного пандемией COVID-19, нынешний отчет заметно в большей степени касался постковидного развития: реализации Общенационального плана действий, национальных проектов и Единого плана достижения национальных целей. В данном контексте Ю. Симачев особо отмечает меры и инициативы, направленные на повышение инвестиционной активности в экономике, реформирование институтов развития, поддержку предпринимательства, а также ускорение научно-технологического развития.
Принципиально важной новацией отчета этого года, по мнению Ю. Симачева, является вопрос регионального развития. Предложен комплекс системных мер: снижение долговой нагрузки, замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление долгосрочных инфраструктурных бюджетных кредитов. Важно, что при этом предусматривается приоритет поддержки регионов с аккуратной долговой политикой. Кроме того, значительное внимание в докладе этого года уделено некоторым темам, особенно чувствительным для населения, — это загрязнение окружающей среды и рост цен на продукты. Правда, в отношении объяснения роста цен не обошлось без популистских ссылок на «жадность отдельных предприятий и торговых сетей». Базовая причина, по мнению автора комментария, состоит в другом — в неразвитости конкурентных условий и недостаточной привлекательности для новых инвесторов именно по причине частого вмешательства государства.
Ю. Симачев также выделяет ряд аспектов, отражающих ментальность нового правительства:
- энергетика и динамика действий. Государство стало работать оперативнее, стало больше встречаться с бизнесом. Очевидно желание правительства продемонстрировать, что государство может быть другим — внимательным к людям, эффективным и в целом выступать стратегом в условиях неопределенности.
- совершенствование системы государственного управления, что проходит сквозной линией и в первом, и во втором отчетах. В этом году существенное внимание уделено практическим аспектам выстраивания работы (например, созданию координационного центра), а самое главное — развитию взаимодействия государства с бизнесом и гражданами: цифровые сервисы, регуляторная гильотина, профилактика вместо проверок;
- уверенный настрой в отношении развития ИТ-сектора и цифровизации экономики, причем в том числе и применительно к цифровой трансформации самого государства. Важные затронутые вопросы — это внедрение цифровых технологий в деятельность общественного сектора (здравоохранение, образование);
- гордость за проделанную работу. Это свидетельство некоторой искренности и настроя на изменения, да и основания для этого есть. Однако настораживает всеохватывающий позитивный тон оценки достигнутых результатов. Если это связано с желанием сократить время на всевозможные обсуждения, оставить их узким группам экспертов — это можно, по крайней мере, понять, но если это следствие неспособности системы управления видеть собственные просчеты и, самое главное, делать из них выводы — то это существенный провал системы государственного управления.
Полный текст комментария на сайте РБК