Публикации
Новые технологии, в том числе технологии Индустрии 4.0, кардинально меняют традиционные и высокотехнологичные отрасли, формируют внутри промышленного комплекса сектор передо- вых производств (ПП). Россия до сих пор характеризовалась скромным присутствием на мировых рынках ПП — менее 0,6% по отдельным рынкам и не более 0,4% по совокупности. Отчасти это связано, в целом, со скудностью товарного разнообразия в российской экспортной корзине, что определяет и слабую представленность в ней товаров, связанных с Индустрией 4.0. Крупные доли в российском экспорте ПП занимают традиционные для российской промышленности товары — самолеты, турбореактивные двигатели, твэлы (тепловыделяющий элемент, топливо для ядерного реактора). Вместе с тем структурные изменения в российском экспорте, вызванные пандемией COVID-19, вселяют оптимизм. Россия нарастила экспорт продукции с использованием био- и аддитивных технологий, оптоэлектроники. Представляется, что выход на новые экспортные рынки ПП для России может сформировать основу для долгосрочного роста. Международный опыт показывает, что поддержку экспорта ПП часто оказывает импорт ПП. Однако российская экономика существенно недоиспользует этот канал. Хотя российский импорт ПП постепенно растет, он ориентирован прежде всего на товары конечного потребления. В импорте ПП отдельного внимания заслуживают промышленные роботы как распространенная сквозная технология, которая способна значимо преобразить технологический уровень отраслей. Наши оценки показывают, что хотя рынок робототехники в России относительно мал, отстает по темпам роста от инвестиций в основные фонды, компании–импортеры промышленных роботов крупнее и производительнее. Эти свидетельства позволяют определять импорт промышленной робототехники в качестве одного из приоритетных направлений модернизации российской промышленности. С позиции расширения собственного присутствия на мировых рынках ПП для России представляется важным выделять: 1) расширение экспорта услуг в производствах оптоэлектроники и ИКТ за счет использования накопленного человеческого капитала и компетенций в условиях трансформации бизнес-моделей в отрасли, 2) увеличение экспорта товарной продукции в сфере биотехнологий, в том числе за счет использования позитивных репутационных эффектов и расширения экспорта под влиянием пандемии COVID-19; 3) поддержку и выращивание технологических компаний в условиях сформированной благо- приятной среды для появления стартапов в сферах передовых производств.
28.02.2022
Гражданская авиация России держит удар Запада
Получится ли нашим авиакомпаниям использовать опыт Ирана
Европейский союз поставил под запрет поставки и лизинг самолетов и запчастей для российских авиакомпаний. Кроме того, запрещено страховать и проводить техобслуживание данных воздушных судов, решено отозвать уже поставленные самолеты. Пока речь идет о европейских самолетах Airbus, но велика вероятность, что аналогичные санкции введут США по поводу использования американских самолетов Boeing. Насколько это критично для российских авиакомпаний и как поступить в такой ситуации?
В статье рассматривается одна из проблем реализации государственной политики в области развития внутристранового пассажирского авиасообщения — трудовая миграция российских пилотов. Авиационные регуляторы столкнулись с необходимостью вписать новые модели операционной деятельности авиакомпаний, в том числе в области управления квалифицированными кадрами, в приоритеты и меры государственной политики в области развития авиационного комплекса. Теоретическая база исследования основана на работах по трудовой миграции квалифицированных рабочих и расширена отраслевыми публикациями по выбору и смене компании-работодателя членами летного состава. Эмпирическая часть статьи представляет собой исследовательский кейс, использующий в качестве информационной базы совокупность количественных и качественных источников данных: результаты анкетирования пилотов крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», материалы интервью с экспертами отрасли, государственной статистики и отраслевого регулятора Федерального агентства воздушного транспорта. По результатам оценки намерений пилотов «Аэрофлота» сменить компанию отмечено, что высокая заработная плата на новом рабочем месте является основным мотивирующим фактором международной миграции, потребность же в карьерном росте стимулирует пилотов менять работу, но скорее внутри страны, чем за рубежом. Выявлена обратная U-образная зависимость между склонностью к трудовой миграции и возрастом пилота. Настоящая работа восполняет недостаток исследований в области особенностей функционирования компаний в такой важной инфраструктурной отрасли, как пассажирские авиаперевозки. Статья вносит вклад в исследования авиационной отрасли в части условий устойчивого развития, а также в анализ факторов трудовой миграции представителей профессий с узкой квалификацией. Полученные в исследовании выводы могут быть положены в основу проектирования комплексных мер государственной политики по удержанию квалифицированных кадров в российских авиакомпаниях, а также отдельных дополнительных исследований трудового поведения пилотов иных российских авиакомпаний.
В статье оцениваются различные факторы трансформации глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в постковидном мире и обсуждается специфика трансформации глобальных цепочек с участием российских компаний. Ни предыдущий опыт реакции глобальных цепочек на мировые шоки, ни экспертные оценки в отношении влияния пандемии COVID-19 не дают однозначных представлений о том, в каком направлении и как именно трансформируются ГЦСС. Исследование реакции российских компаний на пандемию в 2020 году показывает, что большинство компаний стремились сохранить устоявшиеся межфирменные связи, при этом разрывы в цепочках носили скорее кратковременный характер и не приводили к структурным проблемам. Ускорение цифровой трансформации российских компаний в ответ на пандемию COVID-19 и связанные с ней ограничения также скорее повлияло на укрепление существующих связей, чем на формирование новых. Это определяется, с одной стороны, «близорукостью» компаний в отношении эффектов цифровой трансформации во взаимосвязи с выходом на внешние рынки, а с другой стороны, сложностью доступа к необходимым технологиям и дефицитом кадров. Независимо от того, как и в какой степени будут трансформироваться глобальные цепочки создания стоимости, основной задачей российской политики должно стать повышение конкурентоспособности российских компаний и укрепление их готовности встроиться в ГЦСС. Для этого необходимо выращивание малого и среднего конкурентоспособного и экспортно ориентированного бизнеса, поддержка присоединения компаний к глобальным платформенным решениям и цифровизации бизнеса, а также, в целом, поддержка перехода бизнеса на устойчивые модели развития и современные стандарты.
Рынки передового производства (ПП) стимулируют глобальное развитие. От их своевременного освоения зависит конкурентоспособность, что становится важнейшим вызовом для современной промышленной политики. В статье обсуждаются структура и динамика рынков ПП, специфика национальных стратегий продвижения на них. Вход на рынки ПП в настоящее время подразумевает разные модели для отдельных стран и отраслей, комбинирующие широкий спектр факторов. Такие подходы динамично осваивают небольшие государства, получая преимущества расширения для наращивания конкурентоспособности, и это создает определенный вызов для высокотехнологичных стран-лидеров, которые медленно корректируют свою промышленную политику. Основа для рынков Индустрии 4.0 пока формируется и ограничивается лишь несколькими государствами, в том числе развивающимися. Представлены страновые кейсы, которые иллюстрируют процесс становления рынков ПП. Сделан вывод, что в современном контексте больше нет универсальных подходов для формирования успешной промышленной политики. Наиболее действенная стратегия — комбинирование уникальных преимуществ конкретной страны.
В представленной книге рассматривается история реализации промышленной политики в Российской Федерации с 1990-х годов и до наших дней, а также роль, которую сыграл в данном процессе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В книге представлена поэтапная эволюция подходов государства к формированию промышленной политики и ее ключевых компонентов, включая законодательное регулирование, стратегические документы, институты и инструменты поддержки промышленных компаний и повышения их конкурентоспособности. Также представлена оценка эффективности промышленной политики и ее отдельных элементов компаниями-членами РСПП. Книга будет полезна всем интересующимся историей и оценкой промышленной политики в России.
В статье оценивается влияние научно-производственной кооперации на деятельность фирм, анализируются факторы взаимодействия российских компаний с научными организациями и вузами в исследовательской сфере, выявляются барьеры развития сотрудничества бизнеса и науки. Установлено, что в компаниях, источником инноваций которых служили внешние исследования и разработки, чаще, чем в других фирмах, наблюдалась позитивная динамика деятельности и за последние пять лет они выводили на рынок новую для мира продукцию. Вместе с тем значимый эффект воздействия кооперации с отечественными организациями исследовательской сферы выявлен только для динамики экспорта. Показано, что взаимодействие с отечественной наукой более характерно для высокотехнологичных отраслей промышленности и крупных российских фирм. Фактором, побуждающим фирмы к аутсорсингунаучных исследований, выступает существенный уровень конкуренции. Препятствуют развитию научно-производственной кооперации высокая стоимость внешних исследовательских услуг и их недостаточное качество. Можно указать на такой барьер, как низкая заинтересованность исследовательских организаций в объемах заказов, которые могут предложить фирмы. Это обусловлено незначительными институциональными изменениями в российской науке, сохранением ее ориентации на государство и крупнейших игроков, что существенно ограничивает возможности институционального взаимодействия небольших инновационных фирм с наукой. Выявлено, что государство довольно результативно «подталкивает» компании к взаимодействию с научными организациями и вузами, однако результаты такого взаимодействия в существенной части не устраивают бизнес.
Поиск источников регионального развития имеет большое значение в связи с замедлением темпов экономического роста и необходимостью переноса акцентов в промышленной политике с макроуровня на уровень регионов и отдельных компаний. В статье в качестве нового источника повышения инвестиционной привлекательности регионов рассматривается участие хозяйствующих в них компаний в репутационных рейтингах. Кроме того, раскрыт механизм взаимосвязи корпоративных и региональных рейтингов: корпоративные рейтинги позволяют определить, насколько компании соответствуют целям устойчивого развития, что, в свою очередь, повышает социально-экономическую оценку региона. Впервые обнаружено положительное влияние высоких корпоративных рейтингов на показатели социально-экономического развития регионов присутствия этих компаний, что открывает новый кластер междисциплинарных исследований на стыке корпоративных финансов и региональной экономики. На примере 130 крупных российских публичных компаний реального сектора удалось получить ряд значимых результатов, позволяющих выявить степень влияния трех корпоративных рейтингов (РСПП, WWF и АМР) на рейтинг региона присутствия и эффективность деятельности компаний. Расчеты показали, что участие компаний в рейтингах WWF Russia и РСПП положительно влияет на показатели устойчивого развития регионов их присутствия. При этом влияние участия компаний в рейтинге WWF Russia выше по модулю, чем влияние участия в рейтинге РСПП. Кроме того, обнаружено, что репутационные рейтинги оказывают положительное влияние на показатели доходности активов и рыночной капитализации компаний. Доказано наличие эффекта роста доходности от участия в корпоративных рейтингах. Однако эффекты участия в различных рейтингах различаются: для улучшения условий функционирования компании необходимо лидерство в рейтинге РСПП, а для рейтинга WWF достаточно факта участия. Самое большое влияние на капитализацию оказывает рейтинг АМР. Полученные выводы свидетельствуют о необходимости расширения практики участия российских компаний в корпоративных рейтингах и открывают путь исследованиям действий компаний в рамках устойчивого развития.
В статье рассматривается влияние некогнитивных характеристик квалифицированных сотрудников на принятие решения о добровольном увольнении в течение первого года работы. Использование личностных качеств как детерминант такого решения изучено недостаточно, в отличие от факторов удовлетворенности работой и приверженности организации. Исследовательская задача состояла в идентификации показателей, указывающих на склонность сотрудника к смене компании. Методология исследования представлена концепцией некогнитивных характеристик Дж. Хекмана и концептуальными положениями психологии личности. Основным методом работы являлось эконометрическое моделирование. Базу данных составили результаты эмпирической оценки 243 претендентов на трудоустройство в АО «Международный аэропорт «Шереметьево» в 2019 г. и сведения об их увольнении в течение первого года работы. Использованы также внутренняя отчетность компании и материалы Росстата. Применение пробит-модели бинарного выбора позволило установить, что наряду с относительной заработной платой и специфичностью навыков работника на его склонность к добровольному увольнению влияют такие некогнитивные характеристики, как оценка собственной эффективности, локус контроля и тип мышления. Снижают вероятность смены компании в течение одного года после трудоустройства рационально-ориентированный тип разрешения кризисных ситуаций и высокий уровень самовосприятия эффективности и значимости работы. Кроме того, укрепляют намерение остаться в организации высокая должность и высокая относительно рынка заработная плата. С учетом результатов исследования предложены рекомендации для HR-менеджеров компаний по сохранению квалифицированного персонала.
В статье на основе углубленных интервью с представителями российской отрасли информационных технологий (ИТ) исследуются ключевые аспекты влияния текущего кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на бизнес, анализируется воздействие реализованных мер государственной политики, рассматриваются перспективы развития отрасли. Показано, что кризис не привел к возникновению принципиально новых проблем для сектора ИТ, однако обострил ряд ранее существовавших противоречий. В силу своей ключевой роли в цифровой трансформации сектор ИТ будет в значительной мере определять скорость выхода из кризиса и темпы экономического развития стран. В этом контексте отечественный ИТ-сектор в любом случае имеет благоприятные перспективы, однако масштаб экономических и социальных эффектов от его развития принципиально зависит от качества реализуемой государством политики.
В книге представлены результаты совместного проекта НИУ ВШЭ и РСПП «Отраслевые кейсы реагирования компаний на кризис и сценарии посткризисного развития», выполненного с июля 2020 г. по май 2021 г. тремя подразделениями университета: Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом «Центр развития». С учетом разной реакции секторов российской экономики на вызовы пандемии COVID-19 анализ проведен на примере шести из них: сектора информа- ционных технологий, розничной торговли, туризма, фармацевтического производства, химического производства и автомобилестроения. Наряду с влиянием кризиса шесть отраслевых кейсов также характеризуют многолетнюю (2011–2021 гг.) динамику развития указанных отраслей, ее особенности по сравнению с мировыми трендами, возможные направления посткризисного развития и др. Информационной основой исследования стала серия из 45 углубленных интервью с руководителями компаний и отраслевых бизнес-ассоциаций в совокупности с данными официальной статистики, материалами консалтинговых и аналитических агентств. Для экономистов, представителей органов власти и отраслевых ассоциаций, преподавателей, студентов магистратуры и аспирантуры экономических и менеджериальных специальностей, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития российского бизнеса.
Пандемия COVID-19 создала для российских производителей новые возможности выйти на глобальные рынки передового производства и закрепиться на них.
В книге представлены результаты совместного проекта НИУ ВШЭ и РСПП "Отраслевые кейсы реагирования компаний на кризис и сценарии посткризисного развития", выполненного с июля 2020 г. по май 2021 г. тремя подразделениями университета: Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом "Центр развития".
С учетом разной реакции секторов российской экономики на вызовы пандемии COVID-19 анализ проведен на примере шести из них: сектора информационных технологий, розничной торговли, туризма, фармацевтического производства, химического производства и автомобилестроения. Наряду с влиянием кризиса шесть отраслевых кейсов также характеризуют многолетнюю (2011–2021 гг.) динамику развития указанных отраслей, ее особенности по сравнению с мировыми трендами, возможные направления посткризисного развития и др.
Информационной основой исследования стала серия из 45 углубленных интервью с руководителями компаний и отраслевых бизнес-ассоциаций в совокупности с данными официальной статистики, материалами консалтинговых и аналитических агентств.
Для экономистов, представителей органов власти и отраслевых ассоциаций, преподавателей, студентов магистратуры и аспирантуры экономических и менеджериальных специальностей, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития российского бизнеса.
Об авторах
В книге представлены результаты совместного проекта НИУ ВШЭ и РСПП «Отраслевые кейсы реагирования компаний на кризис и сценарии посткризисного развития», выполненного с июля 2020 г. по май 2021 г. тремя подразделениями университета: Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом «Центр развития». С учетом разной реакции секторов российской экономики на вызовы пандемии COVID-19 анализ проведен на примере шести из них: сектора информационных технологий, розничной торговли, туризма, фармацевтического производства, химического производства и автомобилестроения. Наряду с влиянием кризиса шесть отраслевых кейсов также характеризуют многолетнюю (2011– 2021 гг.) динамику развития указанных отраслей, ее особенности по сравнению с мировыми трендами, возможные направления посткризисного развития и др. Информационной основой исследования стала серия из 45 углубленных интервью с руководителями компаний и отраслевых бизнес-ассоциаций в совокупности с данными официальной статистики, материалами консалтинговых и аналитических агентств. Для экономистов, представителей органов власти и отраслевых ассоциаций, преподавателей, студентов магистратуры и аспирантуры экономических и менеджериальных специальностей, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития российского бизнеса.
В докладе, подготовленном тремя подразделениями НИУ ВШЭ — Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики, Институтом «Центр развития» — совместно с РСПП, представлены результаты проекта по анализу влияния пандемии COVID-19 и связанного с ней экономического кризиса на деятельность предприятий ряда секторов российской экономики — ИТсектора, розничной торговли, фармацевтической промышленности, туристического сектора, химической и автомобильной промышленности. На основе серии углубленных интервью с руководителями компаний и бизнес-ассоциаций, а также российской и международной отраслевой статистики рассмотрены различные аспекты влияния кризиса на целевые отрасли, а также реакция компаний на кризис, дана оценка результативности государственной антикризисной политики, показаны вызовы и возможные развилки в посткризисном развитии секторов российской экономики.
В статье представленанализ “глубинных” факторов производительности труда в компаниях базовых несырьевых отраслей российской экономики. На уровне компаний рассматривается роль инновационной и инвестиционный активности, развития человеческого капитала, конкурентной среды и поддержки государства в поведении компании на рынках и повышении уровня производительности. В качестве данных использованы результаты анкетирования руководителей 713 компаний базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство).
Отмечается высокий уровень дивергенции компаний по производительности, в том числе в рамках отраслей, при этом есть признаки усиления такой дифференциации.Показано, что более высокий уровень производительности сочетается синвестициями в человеческий капитал, в основные фонды, а также с использованием цифровых технологий, однако не обнаружилось четкой связи с инновациями и расходами на исследования и разработки. Последнее можно связать с наличием в российской экономике альтернативных инновациям путей обеспечения роста производительности –например, в монополизированных секторах.
В то же время ростпроизводительности сочетается не только с инвестиционной, но и с инновационной активностью (процессными инновациями), с расходами на НИОКР. Отметим, что наблюдается нелинейный характер влияния расходов на исследования и разработки –позитивный эффект заметен при существенной интенсивности таких расходов.Драйвером роста производительности выступает частный сектор: повышение производительности характернодля компаний, ориентированных спрос частных средних и крупных компаний. Важным фактором является состояние конкурентной среды: позитивным условием для роста производительностиоказывается умеренная конкуренция с импортом(который выступает примером для инновацийроссийских компаний).
В последние 5 лет можно отметить процесс постепенного вытеснения с российских рынков низкопроизводительных фирм высокопроизводительными –наиболее заметно сокращение доли «старых» компаний, созданных еще в советскую эпоху. Однако при этом продолжает сохраняться значительное число компаний, не мотивированных к росту производительности и чья конкурентоспособность зависит от других факторов, что свидетельствует о существенных искажениях в конкурентной среде, во взаимодействии бизнеса и государства, в системе корпоративного управления.