• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества представлен доклад экспертов ЦИСП

Заместитель директорв ЦИСП Михаил Кузык выступил с докладом "МСП как драйвер структурных изменений в российской экономике: как раскрыть потенциал в условиях ограничений?", подготовленным в соавторстве с Людмилой Ружанской, Юрием Симачевым и Анной Федюниной. 

Доклад посвящен анализу роли российских малых и средних фирм в качестве драйвера позитивных структурных изменений в экономике, ключевых препятствий и проблем на пути реализации их потенциала.

Малое и среднее предпринимательство традиционно рассматривается, прежде всего, в контексте его социальной роли по обеспечению занятости и доходов населения. Вместе с тем, сектор МСП обладает целым рядом свойств и атрибутов, определяющих его значимый потенциал в качестве драйвера устойчивого роста и позитивных структурных изменений в экономике, в частности:

  • МСП являются важнейшим источником новых идей для экономики: именно здесь формируются технологические стартапы и тестируются прорывные инновации. По сравнению с крупными компаниями малый и средний бизнес гораздо более гибок, адаптивен и мобилен, что позволяет ему быстрее воспринимать новые знания и осваивать новые практики и модели деятельности. Таким образом, МСП существенно «сокращают путь» от создания новых знаний до их использования в экономике;
  • МСП выступают первопроходцами зарождающихся индустрий. Вновь созданные фирмы лучше улавливают перспективный спрос и, тем самым, открывают новые направления экономического роста – зарождающиеся индустрии, как правило, представлены преимущественно малыми и средними фирмами, формирующими и тестирующими новые бизнес-модели;
  • именно среди МСП чаще всего происходит формирование быстрорастущих фирм, которые, как показывают многочисленные исследования, оказывают существенное влияние на экономический рост. В частности, такие компании характеризуются непропорционально высокой ролью в создании новых рабочих мест в сочетании с динамичным наращиванием производительности труда;
  • сектор МСП важен с позиций обеспечения экономической успешности граждан, реализации гибких траекторий развития для населения различных возрастов и компетенций. Малый бизнес является наиболее доступной формой молодежного и научного предпринимательства, профессиональной самореализации активной молодежи, выстраивания карьерных «лифтов» между наукой и бизнесом.

В последние годы все более значимым становится действие ряда факторов, дополнительно усиливающих потенциал МСП в качестве драйвера структурных изменений:

  • цифровизация экономики, распространение и удешевление технологий Индустрии 4.0, способствующие снижению пороговых требований к масштабам эффективного бизнеса и существенно облегчающие интеграцию небольших компаний в национальные и глобальные цепочки создания стоимости. В условиях происходящей трансформации многих цепочек именно МСП способны стать основой быстрой перестройки сетей поставок;
  • рост спроса на потребительские инновации, расширение ниш для деятельности малых и средних фирм в крупных городах и агломерациях; расширение предпосылок к формированию креативных индустрий;
  • сервисизация, развитие условий для сетевой экономики; изменение моделей бизнеса и повышение роли организационных инноваций;
  • устойчивый рост ГИГ-экономики, в том числе на основе онлайн-занятости.

Основные акценты исследования состоят в следующем:

  • анализ специфики российского сектора МСП на фоне других посткоммунистических стран, относительно близких России по совокупности базовых параметров социально-экономического развития;
  • оценка влияния на российский сектор МСП шоков последних лет, связанных с пандемией COVID-19 и санкциями 2022 года;
  • анализ масштабов и специфики цифровизации малых и средних фирм, основных направлений, результатов и проблем использования ими современных цифровых технологий.

Особенностью исследовательского подхода является использование широкого спектра различных источников данных как на макроуровне (Росстат, ЕРСМСП, Eurostat, OECD и нек. др.), так и на уровне отдельных фирм и предпринимателей (2 раунда обследования российских промышленных предприятий, BEEPS, GEM).

Некоторые значимые результаты исследования состоят в следующем:

  • характерной особенностью малого и среднего предпринимательства в России является его «хрупкость», что проявляется в высоких темпах выбытия МСП и относительно короткой «средней продолжительности жизни». При этом в России традиционно низка доля малых и средних фирм, подконтрольных зарубежному капиталу и, особенно, семейных фирм, которые традиционно демонстрируют большую устойчивость;
  • важными структурными особенностями российского сектора МСП являются его смещенность в сторону отраслей, требующих труда низкой квалификации, крупных городов, а также узость прослойки средних фирм, выступающих основой для формирования нового крупного бизнеса;
  • наличие в России существенных проблем предпринимательского климата и институциональной среды для ведения бизнеса определяет чрезмерно короткий горизонт реального планирования малых и средних фирм, что в свою очередь негативно сказывается на активности осуществления инвестиционной и инновационной деятельности; кроме того, существенным фактором низкой интенсивности инвестиций и инноваций МСП остается недостаточная доступность заемных средств;
  • низкая инвестиционная и инновационная активность российских малых и средних фирм влечет за собой технологическое отставание и низкий уровень производительности труда. При этом МСП в России достаточно часто используют современные цифровые технологии, однако прослеживаются признаки недостаточной «глубины» цифровизации российского бизнеса;
  • популяция быстрорастущих компаний В России весьма невелика и в последние годы не демонстрирует сколько-нибудь явной тенденции к росту. Узость прослойки БРК определяет низкие шансы на формирование в России компаний-«единорогов», число которых по отношению к масштабам экономики крайне мало;
  • санкционный шок 2022 года, в целом, оказал весьма существенное негативное влияние на российский сектор МСП. При этом небольшие фирмы относительно слабо затронули проблемы и трудности, связанные с привлечением зарубежных технологий и кредитов, взаимодействием с иностранными контрагентами, а также логистикой, однако МСП также относительно редко удавалось извлекать какие-либо выгоды из происходивших изменений на рынках.

Презентация к докладу (PDF, 1.53 Мб)