• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В интернет-издании VTimes опубликован экспертный комментарий директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрия Симачева

Ю. Симачев отмечает, что тренд усиления роли государства в экономике наблюдается уже давно — с финансового кризиса 2008–2009 гг. Из того кризиса государство извлекло два важных, но принципиально различающихся урока: с одной стороны, стала очевидной низкая глобальная конкурентоспособность крупных госкомпаний и необходимость структурных изменений в экономике, с другой стороны, государству полюбилось ручное управление в кризисные периоды. В целом расширение государственного вмешательства в ситуативном формате неизбежно приводило к низкой предсказуемости изменений для бизнеса, снижению доверия к государству из-за пересмотра уже принятых решений, а также к ослаблению роли правительства на фоне иногда гипертрофированного усиления позиций финансового блока.

2014 год только усилил вертикализацию экономики: сказались ограничения доступа и к финансовым ресурсам, и особенно к передовым технологиям. Это потребовало выстраивания инновационной системы, устойчивой к внешним ограничениям, и подтолкнуло к модели прорывного развития по отдельным направлениям.

В принципе, вертикализация, усиление государственного участия в экономике позволяют запустить структурные изменения в экономике. Но неизбежная плата — значительно возрастают риски ошибок при принятии централизованных решений и сокращается пространство для рыночных сил.

2021 год можно рассматривать как вероятный поворотный период. Новому правительству в известной мере удалось продемонстрировать свой антикризисный потенциал, однако теперь встанет вопрос о его стратегических возможностях. Сейчас в российской экономической политике возник сильный запрос на технократический дирижизм как антитезу ситуативному и непоследовательному вмешательству государства в экономику, при этом важнейшая задача — проактивность решений.

Автор выделяет ряд существенных вызовов для правительства на пути к реализации активной структурной политики:

  • повышение качества госуправления. Необходимы укрепление командного стиля работы, повышение клиентоориентированности и гибкости, сокращение рутинных и развитие аналитических функций, расширение использования цифровых технологий;
  • конкуренция идей, признание ошибок и ставка на доверие. Очень важно выстроить новую модель отношений с регионами, направленную на поддержку успешных региональных инициатив. Что касается признания ошибок — то это исключительно важно для укрепления доверия. Уже довольно долго правительство не признавало свои ошибки, что опять же характеризовало его, скорее, как слабого игрока;
  • устойчивость к лоббированию. Важно общаться с различными группами интересов и слышать их, но политика должна быть более последовательной. Требуется развитие более сбалансированной системы взаимодействия с бизнесом, с качественными показателями и независимой оценкой экономических решений.
  • поиск выхода из институциональных ловушек. Ситуативные паллиативные решения существенно осложняют последующий «разбор завалов»;
  • избавиться от миражей периода индустриальной экономики. Попытки использовать отдельные романтизированные элементы из советского прошлого, а также из опыта промышленной политики ряда стран в 1960–1980 годах, в современных условиях могут иметь серьезные негативные последствия. И характер мировой торговли, и глобальные цепочки добавленной стоимости, и инвестиционные потоки, и модели инновационной деятельности, и многое другое — существенно изменилось в постиндустриальном мире;
  • готовность к экспериментам и к новому. Увлечение ограничениями способно существенно подорвать конкурентоспособность национальной экономики. Нужна также новая идеология контрольно-надзорной деятельности, в том числе применительно к новым секторам экономики.
  • наконец, наиболее сложное — умеренность присутствия и открытость. Важно регулярно оценивать необходимость государственного вмешательства в экономику и своевременно отказываться от него там, где оно уже не требуется. И при любых внешних ограничениях требуется особое поощрение иностранных инвестиций и внешних партнерств.
Полный текст комментария на сайте издания