• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В рамках форума «Открытые инновации 2019» прошел бизнес-диалог «Технологические драйверы развития экспорта»

Бизнес-диалог был организован Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ). Спикерами мероприятия, прошедшего под председательством руководителя рабочей группы АЕБ по модернизации и инновациям, вице-президента ABB Russia Михаил Акима, выступили председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев, советник по науке и технологиям посольства Индии в РФ Шишир Шротрия, первый заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Вадим Куликов, старший вице-президент Dassault Systems Кристиан Нардэ, Генеральный директор ОЭЗ «Технополис Москва» Игорь Ищенко, Менеджер по развитию цепочек поставок в России, странах СНГ и Центральной Азии Ferrero Russia Виталий Ястребов.

На сессии был представлен доклад экспертов Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ "Условия и драйверы развития российского экспорта".

Презентация доклада (PDF, 4.77 Мб) 

Центральной темой обсуждения стала интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости (ЦДС). Характер интеграции экономики в глобальные ЦДС (прежде всего глубина добавленной стоимости в экспортных товарах) отражает относительный уровень развития той или иной отрасли в национальной экономике.

Происходит снижение индекса сложности российского экспорта, однако, наряду с этим в российском экспорте услуг очевидным образом прослеживается тенденция к опережающему росту услуг, связанных с сектором ИКТ, при общих высоких темпах расширения экспорта услуг, в том числе и в традиционных секторах. Выпадение из глобальных ЦДС и сокращение внутренней добавленной стоимости может быть связано, в частности с традиционной ориентацией предприятий на ресурсоинтенсивные товары, ограниченный спрос на товары с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке, (в том числе вследствие устаревания стандартов на продукцию высоких переделов), устаревание технологий и низкий уровень инновационной активности для того, чтобы выходить в более высокие переделы и верхние участки глобальных ЦДС. 

Согласно оценкам ВШЭ, для экспорта, особенно сложного, критически важным является импорт продуктов и/или услуг. С точки зрения доли в экспорте обработанной продукции и ее расширения в 2000−2017 гг. российская экономика до некоторой степени сходна с экономиками таких ресурсодобывающих стран, как Норвегия, Чили, Австралия и Аргентина. Для России до 2009 г. была характерна стратегия выхода из глобальных ЦДС, локализации, экспорт более простых товаров и снижение внутренней добавленной стоимости в зарубежном конечном потреблении. После 2009 г. в России наметилась тенденция, связанная с углублением процессов сборки из отечественных и импортных компонентов и экспортом более сложных товаров, но в целом к 2014 г. по сравнению с 2000 г. иностранная добавленная стоимость в российском экспорте сократилась на 13%, а внутренняя добавленная стоимость — на 22%.

Технологический и особенно цифровой разрыв способен усилить риски фрагментации мирового рынка и создать новые поводы для дискриминации уже по уровню технологического развития и экономических возможностей в целом. Это связано с перспективой формирования групп экономик на основе наиболее продвинутых технологических платформ, поэтому представляется критически важным создание современного конкурентоспособного продукта при использовании лучших мировых компонентов и технологий.