На XX Апрельской международной научной конференции был представлен доклад "Стратегии развития российских отраслей и секторов: создается ли пространство для структурных изменений?"
Доклад, представленный в рамках сессии "Стратегическое планирование и управление", подготовлен экспертами Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ М. Кузыком и Ю. Симачевым и сотрудником Межотраслевого аналитического центра А. Власенко.
Стратегии развития отраслей, секторов и сфер экономической деятельности (отраслевые стратегии) являются одним из базовых документов государственного стратегического планирования на отраслевом и межотраслевом уровне. Стратегии призваны определять общий вектор развития отрасли на долгосрочную и/или среднесрочную перспективу, ее текущий и целевой облик и позиционирование во внешней среде, а также цели развития отрасли и пути их достижения. В данном качестве стратегии являются критически важным элементом структурной (промышленной) политики государства в классическом вертикальном ее варианте, ориентированной на стимулирование развития и/или изменение условий деятельности отдельных отраслей, секторов и сфер деятельности.
Инструмент отраслевых стратегий активно применяется в современной российской практике государственного управления: за период с 2003 года было принято свыше 50 стратегий, существенно различавшихся формой, масштабами, глубиной проработки и детализации и т. д.
Основная идея исследования состоит в том, чтобы на основе «сквозного» анализа принятых стратегий выделить, с одной стороны, общие акценты государства в отраслевом стратегическом планировании и их изменение с течением времени, с другой – специфику подходов в отношении отдельных отраслей и их групп (сырьевые и обрабатывающие; низко-, средне- и высокотехнологичные и т. п.). Ключевая особенность методического подхода состоит в сочетании качественной экспертной оценки стратегий с применением численных методов анализа текстов (text mining) и обработки естественного языка (natural language processing).
- Государство в наибольшей степени склонно прибегать к отраслевому стратегическому планированию в традиционных отраслях и секторах. Главной сферой формирования и реализации стратегий является промышленность. Большинство стратегий акцентировано на производстве товаров и услуг для бизнеса (B2B), а не для населения (B2C);
- Разные «поколения» стратегии в рамках одного и того же сектора зачастую имеют принципиально различающиеся акценты;
- Для большинства стратегий характерен длительный горизонт планирования (12 лет и более), в том числе в динамично меняющихся отраслях и сферах, таких как электронная промышленность и информационные технологии;
- Далеко не все стратегии предлагают выбор вариантов развития, а при их наличии выбор чаще всего является сугубо формальным, поскольку происходит между двумя вариантами, один из которых объективно неприемлем. Вследствие недостатка реальной вариативности стратегии оказываются неустойчивы к происходящим изменениям и не обеспечивают предсказуемость условий развития;
- Для большинства стратегий характерен недостаток внимания к смежным секторам, потребителям производимой продукции и услуг, вопросам развития каналов распределения, сбыта и т. п. Зачастую в стратегиях не учитываются интересы разных стейкхолдеров, различия в их целях мотивациях;
- Многие стратегии, как в трудоинтенсивных, так и в капиталоинтенсивных отраслях, делают значимый акцент на обеспечении занятости при существенно меньшем внимании к вопросам повышения производительности труда;
- При существенном акценте в подавляющем большинстве стратегий на развитии экспорта, а в стратегиях последних лет – еще и на снижении зависимости от импорта и импортозамещении явно недостаточное внимание уделяется вопросам интеграции в глобальные цепочки стоимости;
- Для большинства стратегий характерно значительное внимание к вопросам обучения и подготовки кадров и гораздо меньшее – к развитию конкретных навыков и компетенций;
- Преобладающая часть стратегий слабо ориентирована на привлечение иностранных инвестиций;
- При существенном внимании, уделяемом науке, технологиям и инновациям, стратегии имеют в большей степени инвестиционный характер;
- Стратегии практически полностью обходят стороной вопрос приватизации имеющихся в отраслях государственных активов;
- Подавляющее большинство стратегий не уделяет значимого внимания вопросам развития МСП и улучшения предпринимательского климата.
В целом, стратегии служат, главным образом, средством фиксации обязательств в отношении соответствующих отраслей и сфер деятельности, прежде всего, со стороны государства (а в некоторых случаях – лишь подтверждают обязательства, ранее зафиксированные в государственных программах) и гораздо в меньшей степени – инструментом планирования изменений и координации усилий различных сторон.
Презентация доклада (2.06 Мб)